Мне сложно и просто писать на эту тему.
Потому что вся моя сознательная жизнь примерно с 15-ти лет шла с индейцами в голове, а также частью она проходила в индеанистской тусовке. Так что приготовьтесь, щас будет сумбур, невнятица, восклицательные знаки, смайлы и КАПС. Слабонервных прошу отвернуться, им в прериях не место)))
Индеанистика – тот же фандом. Очень большой. Просто раньше, когда не было Инета, мы, помешанные психи, переписывались от руки – ручкой по бумажке, да-да, заклеивали бумажки в конвертики и отправляли друг другу. Письма шли по паре недель, туда-сюда. Мы встречались летом на индеанистских, скажем так, «сходках», в Новосибе или на Алтае. Зимой тру-индеанисты шили одежду, палатки-типи, мастерили головные уборы из перьев, музыкальные инструменты и оружие (у меня дома, к примеру, стояла подаренная боевая палица дакотов, что-то типа косы Хидана...)… словом, делали всё то, что сейчас делают, скажем, фаны «Наруто» – косплеили любимых героев.
Пожалуй, не было только одного в нашей тусовке – «господ пидарасов и дам, считающих себя господами пидарасами» (с))
Поскольку их не было в каноне)))
Канон – собственно индейцы Северной Америки, конкретно, индейцы прерий.
О каноне, геях, войне, крови и смерти...
Ну и чтоб два раза не вставать – гендерные различия у них были чрезвычайно чёткими, обусловленными суровой борьбой за выживание. Не до баловства, знаете ли. Роли были распределены ещё во младенчестве. Девочка – это жена и мать. Мужчина – это муж и отец. Поскольку определённый процент людей с сексуальной ориентацией, отличающейся от общепринятой, есть в любом обществе, там они тоже были. Геи одевались в платья, жили отдельно от лагеря, и к ним относились соответственно. Из считали священными существами, «людьми с двумя душами», кем-то вроде шаманов.
А уж дам, позиционирующих себя мужчинами, можно было по пальцам пересчитать во всей истории индейцев прерий. Поскольку только мужчины определяли жизнь любой женщины племени от колыбели до могилы. Посему никаких отклонений от нормы индейской женщине не дозволялось. Ей и вдоветь-то не полагалось: отвыла своё над погибшим мужем, будь любезна – под одеяло к другому, чего добру зря пропадать, да и кто-то же должен кормить твоих детей. Закон суров, но это закон))
Подробнее тут.
Во время моего отрочества молодежь «подсаживалась» на индейскую культуру по простейшей причине – РОМАНТИКА!!! Фильмы киностудии ДЕФА с потрясным Гойко Митичем (которого мы непочтительно звали Гайкой Дмитричем), книги Сат-Ока и Лизелотты Вельскопф-Генрих (которую мы не менее непочтительно звали тётей Лизой), Сетон-Томпсона, Серой Совы – вот что изначально было нашим каноном. И мы знали их если не наизусть, то близко к тексту.
Потом приходил черёд серьёзной литературы. Научной – исторической, этнографической. И если ты осилил её и всё ещё фанатеешь – ты ВЛИП. Как влипла я.
Я не шила костюмов, у меня руки-крюки (да и попробуй попротыкай иголкой кожу и замшу!), не пела песен (ибо нет голоса). В нашем «фандоме» я специализировалась на переводах с английского и… да, на писанине разных рассказиков в тему.
Перескакиваю туда-сюда… Но я ж предупреждала! Итак, что мы курили в каноне? Почему нас так привлекали индейцы и именно индейцы прерий?
Отвечаю. Они сопротивлялись белым захватчикам воистину героически. Победить или умереть. Никогда не сдаваться. Драться до конца. «Сегодня хороший день, чтобы умереть», – эта крылатая фраза принадлежит вождю дакота. И они дали американцам прикурить так, что это помнится до сих пор.
Война была смыслом их существования. Они готовили себя к войне всю жизнь.
Пятилетний мальчик, хвастаясь перед девочками, зажимал в кулаке уголь из костра. Столбы пыток, где привязанному полагалось смеяться и дразнить пытавших его. (Кстати. оказаться на столбе пыток считалось честью и возможностью показать всем свою доблесть – и обычно до смерти не запытывали никогда). Кровавый ритуал Пляски Солнца. Вот на чём росли лучшие в мире воины. Спартанское воспитание, да.
Они и были американскими спартанцами, и точно так же, как это государство, исчезли, ибо их время ушло.
Явились те, кто поставил во главу угла выгоду, кто истребил сотни тысяч бизонов, кто разделил прерию на куски и вспахал её (вызвав пыльные бури – и вот ты уже не в Канзасе, Элли…), кто рыл золото в священных горах, провёл железные дороги… Железный конь пришёл в прерию на смену индейской лошадке, чо.
Индейцы должны были смириться или умереть.
Но они не смирились. И дрались за свою свободу и за свою землю воистину как львы.
Воины племён дакота или апачей заставляли плакать слезами (кровавыми) всех своих мирных индейцев-соседей, живших не войной, а земледелием. «Красивая девочка и резвый жеребёнок растут у пуэбло для апачей», – была такая поговорка у индейцев пуэбло. Но когда пришли белые, против них встали именно племена-волки, сделавшие войну своей жизнью.
И смертью.
Из миллиона индейцев, населявших США к началу 19 века, в начале 20го осталось едва ли 200 тысяч. Оставшихся в живых – тех же, к примеру, апачей янки в товарных вагонах вывезли во Флориду – от пустынь Юго-Запада в малярийные болота, чтоб добить наверняка… Вожди апачей – Кочиз и Нана, в своё время брали штурмом целые города. Прощать это апачам янки не собирались. Так же, как разгром 7-й кавалерийской бригады генерала Кастера – дакотам.
Да они и не просили ни пощады, ни жалости, ни милости.
А потом для оставшихся в живых были созданы резервации, окружённые колючей проволокой бесплодные земли, где – ирония судьбы – в середине ХХ века нашли уран и нефть… И индейцев стали убивать снова – нахрена кому сдались какие-то грязные дикари, если речь идёт о миллионах баксов?
Да, сейчас всё по-другому. Америка стала толерантна. Но этим «по-другому» современные индейцы обязаны исключительно своим погибшим в 70-е отцам, которые своей кровью в буквальном смысле донесли до мирового сообщества: «Нас опять убивают!». Причём донесли не путём нытья в Интернетиках, а путём, к примеру, вооружённого захвата тюрьмы Альткатраз или посёлка Вундед-Ни в Южной Дакоте, ага-ага.
...Это называется – я увлекаюсь, да. Не забывайте, что это очень долгое время было моей жизнью. Многое я уже подзабыл, да, но не стану щас лезть в канон. Вы сами можете погуглить, если хотите и что хотите.
В общем, переходим к водным процедурам, то есть ко мне.
В начале 80-х мы с подружкой Элинкой Чикуровой откололи номер, благодаря которому о нас узнали индеанисты всея СССР. Как раз по этой поре Лакота организовали незаконный лагерь Жёлтого Грома в Чёрных Холмах, на священной земле, чтобы там не ковыряли очередной рудник. Они просто разбили там палатки. Лагерь, кстати, был назван в честь молодого парня, погибшего там. Так вот, мы с Элькой послали туда посылку – игрушки и шоколадки, ага. Гуманитарную помощь. И нам ответил персонально Рассел Минс.
Рассел Минс, ребята, это человек-легенда. Один из вождей дакота, создателей Движения американских индейцев, организатор восстания в Вундед-Ни, организатор этого самого лагеря Жёлтого Грома… Кстати, в старости он ещё и Чингачгука сыграл в «Последнем из могикан», решив оттопыриться и таким образом… В общем, это было всё равно, что нарутоману получить собственноручное письмо от Кишимото-сэнсея. Мы с Элькой пребывали в глубоком обмороке оооочень долго))))
Ну, в письме было всего несколько строк: тоже весьма изумлённая благодарность – КААААК? вы знаете про нас??? А заканчивалось оно строками, которыми я закончила «Те, кто…»: «Пусть Великая Тайна продолжает направлять и оберегать ваши тропы и любимых вами…»
Так я и иду с тех пор по жизни с этим напутствием.
А лично видеться с индейцами… Это было уже много позже. В 1999-м. Мы с Зайцем (тогда трёхлеткой) гостили в Академгородке.
Индейцы, прибыв в Академгородок на какой-то культурный форум, возжелали встретиться с местными индеанистами, которые, сами понимаете, не возражали…
Их было трое – две женщины и парень. Эрик, Мэри и Роуз. Как положено, в полном облачении. И даже с барабаном.
Помните рекламный ролик про то, как драже M&M’s встречают Деда Мороза? «Он настоящий?! Они настоящие?!» Вот, типа того…
Во время эпохальной встречи я, как приличная скво, торчала на кухне – подай, принеси, пошла вон, – пока остальные изо всех сил производили впечатление на высоких гостей. Ну, и дети, – на меня были сгружены дети, в том числе собственная дочь.
По итогам этой достопамятной встречи я и получила индейское имя. Я стала – Быстрая Как Молния (видимо, индейцы судили по моему забегу с тарелками на кухню и обратно).
В общем, они меня запомнили, да. Чему я по сию пору изумляюсь.
Ну, что ещё сказать?
Вот знаменитый фильм с самым ГЮГОШНЫМ названием. У нас в прокате он шёл под другим – «На тропе войны», и индеанисты вываливались с просмотра рыдаючи. Фильм – про современных парней-дакота, которые, когда стало НАДО, нанесли на лица боевую раскраску и взяли в руки оружие. И их тоже убили...
War party.avi
«Ты со мной, мой брат,
Я понял, нет пути назад.
Мы умрём, как наши отцы,
На тропе войны…»
И вот ещё картины. Любуйтесь.
Хейапи.